Frst

Гастроли

  В середине 60-х годов 20-го века страна вздохнула, немного оправилась после войны и люди чаще стали заниматься обычными мирными делами. Многие начали сами изучать музыкальную грамоту, обучать музыке детей. Мой брат учился играть на музыкальном инструменте, пел в хоре. Его старания и успехи были заметны. В какой-то момент наступила моя очередь встать на этот трудный путь и пойти “по его стопам”. В то время узнал о том, что голоса людей различны и некоторые известные певцы пели басом. Однажды меня отправили поступать в ансамбль, чтобы учиться у грамотных людей. Испытуемых поставили в один ряд с детьми, которые уже пели в хоре и были обучены каким-то может быть элементарным приёмам. Используя новые знания, решил запеть басом. Опытные преподаватели, конечно, сразу поняли, что я пытаюсь петь не своим голосом, дали это понять мне и отправили в оркестр. Там меня определили в группу струнных инструментов и сказали, что если не получится, то потом можно будет ещё попробовать перейти в группу ударных. На том и остановились. В ансамбле мы занимались через день, получалось так: день индивидуально дома, потом день в оркестре. Перед концертами обычно проходили общие репетиции ансамбля. Приятно было узнавать, что в своё время участниками ансамбля были известные музыканты, певцы, хореографы. С некоторыми известными артистами мы встречались на концертах и участвовали в репетициях. Наши юные оркестранты сначала ещё только учили некоторые правила, из-за чего иногда происходили забавные случаи. У одного из наших хороших дирижёров были вставные зубы. Во время концерта он открыл рот и почти закричал, чтобы привлечь внимание нужной группы. Искусственная челюсть выскочила с уже привычного места. Её удалось поймать на лету. Зрители ничего не успели заметить и дальше всё продолжалось как ни в чём не бывало. В другой раз на концерте во время гастролей за границей исполняли зажигательный танец. Публика очень бурно просила повторить понравившуюся часть “на бис”. Дирижёр назвал место в нотах, с которого надо было всем начинать, но из-за шума никто не расслышал. Мне же в то время удавалось читать произносимые человеком слова по губам и прекрасно его понял, как оказалось. Начал уверенно, а быстро почувствовав, что играю один, усилил громкость инструмента, энергичнее ударяя по струнам. Все поняли, подхватили. Прошло нормально. После завершения номера дирижёр подошёл ко мне, поблагодарил, затем подстроил инструмент, а слух у него был великолепный! Концерт продолжился. Show must go on! Были и другие интересные истории. Случайные попутчики иногда создавали необъяснимые в то время трудности, для преодоления которых приходилось прикладывать дополнительные усилия. Однажды даже в воде очень сильно стукнулся о песчаное дно. (гастроли, но не во время концерта). Ничего, запаса сил и умения хватало – педагоги учили нас хорошо.